zliden
Зарегистрирован: 13.01.2003 Сообщения: 2329
|
Добавлено: Ср Июн 02, 2004 1:26 pm Заголовок сообщения: BMW 2002 Turbo: в зеркале заднего вида |
|
|
Нет, 2002 Turbo не стал первым серийным пассажирским автомобилем, двигатель которого оснащался турбонаддувом. Как ни странно, всех опередил Oldsmobile со своим «компактным» F85: еще в 1962 его цельноалюминиевая «восьмерка» BOP215 Turbo-Rocket развивала с карбюратором и турбонагнетателем 215 л.с. (SAE брутто). Американские автомобилестроители удивляли порой смелостью технических решений; 42 года назад! И где Olds теперь?
А вот BMW процветает, и один из заметных шагов баварского автомобилестроителя к успеху – подготовка к Франкфуртской автовыставке 1973 «заряженного» 2002 Turbo. По существу, нормальная 2-дверная 02-я, но 2-литровая «четверка», которая со впрыском бензина (во впускные каналы) Kugelfischer и так развивала 130 л.с. при 5 800 мин-1, получила турбоагрегат KKK.
Мотор пошел в серию еще в 1966 – сначала в 1,573-литровом исполнении, затем в 1,776-литровом. В 1968 его еще «расточили» и при диаметре цилиндров и ходе поршней 89 х 89 мм увеличили рабочий объем до 1,991 л. Передовая конструкция: верхний распредвал (бесшумная цепь) через коромысла приводил 8 клапанов, V-образно установленных в полусферических камерах сгорания. Hemi, которым так гордятся американцы, но вдобавок еще и с кулачковым валом в головке цилиндров.
Между прочим, в 1968 на АЗЛК начали выпуск 1,5-литрового двигателя М-412 для «москвича» – точно такой же конструкции. Наши моторостроители пошли еще дальше и выполняли блок цилиндров из алюминиевого сплава (с «мокрыми» гильзами из чугуна). К концу 60-х никто в мире не делал такой продвинутой «четверки»; о М-412 отдельный разговор.
А баварская 2-литровая «четверка» в 1973 развивала (с давлением наддува 0,55 бар и без никакого интеркулера) 170 л.с. при 5 800 мин-1 и 240 Нм крутящего момента при 4 000 мин-1. Мотор работал с ручной 4-ступенчатой коробкой передач и мог разогнать первый турбо-"биммер" (снаряженным весом за 1 150 кг) с места до 100 км/ч за 7,1 сек. Согласитесь, недурно даже и для 2004. Максимальная скорость – 211 км/ч, бензина (по недавним испытаниям) 2002 Turbo расходует в среднем 15 л на 100 км пробега…
Длина турбо-"биммера" — 4 220 мм, ширина – 1620, высота – 1 410; база – 2 500 мм. Внешне машина отличалась чуть уширенными крыльями и мощным передним «спойлером», на котором красовалась зеркальная (!) надпись «2002 turbo». Как бы для тех, кто видит неотвратимо надвигающегося сзади монстра в зеркало заднего вида… Надо сказать, невинный прикол породил в те годы немало протестов возмущенных бюргеров; знали бы они 40 лет назад, какие номера будут откалывать в конце одного и в начале другого века.
В основном же конструкция оставалась базовой: подвеска McPherson спереди, косые рычаги сзади; винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Рулевой механизм еще тот – «червяк-ролик», без сервоусилителя. Тормоза спереди дисковые, сзади – барабаны. За турбо-"биммер" в 1974 запрашивали 20 800 дойч-марок; немалая по тем временам сумма. За такие деньги салон отделывался искусственной кожей, кондиционер или «электропакет» не предлагались. Зато турбомотор прокручивал задние колеса даже на сухом асфальте, чего вполне хватало энтузиастам.
Однако судьба 2002 Turbo оказалась короткой: до июля 1975 их выпустили всего 1 672 экземпляров. Как важно вовремя появиться на свет; прожорливый турбо-"биммер" угодил аккурат под первый мировой топливно-энергетический кризис. Вдобавок в ФРГ началась кампания за безопасность на дорогах – после того, как в 1970 в ДТП погибли 21 332 человека… В 1972 по всей стране установили «потолок» скорости в 100 км/ч (позже его отменили вовсе), 2002 Turbo не пришелся ко двору
И как тут не поставить рядом 2 «биммера», разделенные 40-летним интервалом: 2002 Turbo и новую «единичку» с 2-литровым дизельным двигателем. При одинаковой с предшественником из II половины 60-х длине, база у 1-серии намного больше – 2 660 мм, и машина намного тяжелее. Тот еще «бэби-биммер»; оба оснащены 2-литровыми турбомоторами – бензиновым и дизельным. По мощности они близки – 170 и 163 л.с., зато максимальный крутящий момент у турбодизеля выше ровно на 100 Нм.
Двигатель «единички» стыкуется с ручной 6-ступенчатой коробкой передач, и машина с турбодизелем заметно превосходит 2002 Turbo по максимальной скорости – 220 км/ч. Правда, уступает по времени разгона с места до «сотни» – 7,9 сек., зато дизельного топлива расходует в разы меньше – 5,7 л на 100 км пробега!
По держанию дороги и управляемости они вообще вряд ли сопоставимы. На гоночно-испытательной трассе Nurburgring семейный хэтчбек 120td наверняка оставит монстра из I половины 70-х далеко позади. Зеркальную надпись следует теперь делать на переднем «фартуке» 1-й серии. |
|